Экономический кризис, серьезно повлиявший в последние годы на российскую экономику, затронул также Абхазию — и куда в большей степени. Впрочем, и до кризиса успехами в плане привлечения инвестиций здесь похвастать точно не могли. Несовершенство законодательства и некоторые нюансы ведения бизнеса в Абхазии не позволяли рассчитывать на очередь из российских инвесторов. Да, кое-какие проекты запускались, но массовый характер это не носило. В последние пару лет был принят ряд важных законов, нацеленных на повышение инвестиционной привлекательности Абхазии, но вот механизмы, заложенные в этих законах, и по сей день работают через пень колоду.Во многом, это относится и к приватизационным процессам.
У абхазской экономики в экспертной среде сложилась своеобразная репутация. С одной стороны, очевидно, что при правильном подходе ее перспективы выглядят достаточно интересными. С другой стороны, как раз отсутствие системного подхода не позволяет Абхазии решить многочисленные экономические проблемы и снизить зависимость от российской финансовой помощи. Качественным изменениям экономики мешают, в частности, слабое управление государственной собственностью и неразбериха с объектами недвижимости в целом. На информационно-деловом портале «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» уже были публикации о приватизации. Немного освежим тему. Возможно, эта информация окажется полезной для тех российских предпринимателей, которые предполагают поучаствовать в приватизационных сделках в Абхазии.
По накалу споров тема приватизации госсобственности лишь немногим уступает проблемам, связанным с возможностью продажи жилой недвижимости не гражданам Абхазии. В 2016 году по второму вопросу наступила некоторая ясность. Дискуссии о снятии моратория на продажу жилья иностранцам прекращены, как минимум, на несколько лет до создания жилищного законодательства и кадастра недвижимости.
А вот приватизационные споры как раз вышли на очередной виток после принятия закона О приватизации государственной и муниципальной собственности». Противники приватизации говорят о распродаже Абхазии, сторонники — об экономических реформах. Хотя в основе разногласий, скорее, разные взгляды на создание приватизационных механизмов и правил. Но лучше, наверное, начать с предыстории вопроса.
После войны 1992-93 годов и шестилетней изоляции Абхазии ее экономика оказалась в руинах. Большинство заводов, фабрик, иных инфраструктурных объектов оказались разрушены или разграблены. Такая же судьба постигла часть гостиниц и пансионатов. Оставшиеся постепенно приходили в запустение. В стране практически не осталось специалистов, способных восстановить и обслуживать инфраструктуру. Но самое главное, в Абхазии хронически не было денег на содержание фонда госсобственности, щедро созданного здесь в советский период. Ситуацию усугублял непризнанный статус республики, так как большинство инвесторов считали риски вложений в абхазские объекты инфраструктуры чрезмерными, а условия непонятными.
Положение вроде бы изменилось в лучшую сторону после «принуждения к миру 08.08.08.» и последующего за ним признания Абхазии Российской Федерацией. Еще с 1997 года в Абхазии существовал «Закон о приватизации». Мягко говоря, содержание этого документа не позволяло создать цивилизованный механизм приватизации госсобственности.
Было проведено некоторое количество приватизационных сделок, но, как правило, условия по ним инвесторами не соблюдались, а часть сделок оборачивалась и громкими скандалами.. Ни серьезного контроля за госсобственностью, ни учета, ни статистики в должной мере не было. Несмотря на проведенные в последние 20 лет инвентаризации, до недавнего времени отсутствовал полноценный реестр объектов государственной собственности. Многие объекты на балансе различных государственных организаций использовались неэффективно или вообще с нарушениями действующего законодательства. Часть госсобственности была отдана в аренду, но арендные ставки не всегда устанавливались в интересах государства, а некоторые арендаторы не стремились должным образом следить за сохранностью инфраструктуры.
Летом 2016 года парламент Абхазии принял, а Президент страны утвердил новый закон«О приватизации государственной и муниципальной собственности». Онвызвал неоднозначную реакцию среди абхазских политиков и экспертов. Некоторые из них даже обвинили руководство Абхазии в попытке распродажи страны. Чтобы предотвратить ненужный накал страстей, президенту и правительству, возможно, стоило заранее разъяснить обществу стратегию грядущей приватизации. Многие положения закона носили рамочный характер, и их предполагалось конкретизировать с помощью подзаконных актов.
Тем не менее, закон вступил в силу, а претворять его в жизнь был уполномочен Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации под руководством Вахтанга Пипия.
Коренным отличием нового закона от предшествующего было однозначное запрещение «прямой продажи», то есть продажи без проведения конкурентных процедур, что, надо сказать, практиковалось в прошлые годы и приводило иногда к достаточно некрасивым скандалам. При этом стоимость активов определялась чуть ли не на глазок, по непонятным критериям и кулуарно. В главе 3 закона четко оговорены способы приватизации, среди которых особо стоит выделить акционирование унитарных предприятий, продажу республиканской или муниципальной собственности на аукционах и конкурсах, а продажу акций открытых акционерных обществ на специализированных аукционах.
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации столкнулся в своей деятельности с целым комплексом проблем. В частности, выяснилось, что многие объекты госсобственности даже не были надлежащим образом оформлены. Тем не менее, ведомство продолжало свою работу, в том числе разработку Положения приватизации по конкурсу, правил ведения Реестра, порядка предоставления отчетов по Реестру, аренде и приватизации объектов госсобственности.
По состоянию на лето этого года в реестре республиканской собственности 118 организаций, на балансе которых находится 1162 объекта недвижимости республиканской собственности и 2255 объектов муниципальной собственности. С 2001 по 2016 год включено в перечень 1972 объекта, из них приватизировано 1057. Муниципальной собственности приватизировано 875 объектов, республиканской – 182 объекта. За весь период во внебюджетный фонд приватизации перечислено более 900 миллионов рублей.
Надо признать, что даже в масштабах крохотной Абхазии сумма в 900 миллионов рублей выглядит смехотворной, что говорит о том, что проведение многих приватизационных сделок вряд ли отвечало интересам государства. Наверное, могут возникнуть вопросы по критериям оценки стоимости, выставлявшихся активов. Многие владельцы объектов (как минимум, сто сорок), прошедших процедуру приватизации, грубо нарушают условия приватизационных договоров, не предпринимая никаких действий по восстановлению разрушенных объектов, перешедших к ним в собственность, видимо, ожидая пришествия состоятельных инвесторов.
Госкомимущество также сдает в аренду 36 объектов курортной и промышленной сферы. С арендой дела обстоят тоже неважно. Арендаторы перечислили в бюджет в 2016 году всего 23 млн рублей, а многие из них задолжали государству миллионы рублей. Видимо, арендные договоры с такими хозяйствующими субъектами будут расторгнуты.
В июне 2017 года руководитель Госкомитета Вахтанг Пипия предложил внести ряд изменений в действующий закон – их текст в ближайшее время поступит на рассмотрение абхазских парламентариев. Одно из предложений, вероятно, будет касаться возвращения такого способа приватизации, как прямая продажа госсобственности, поскольку, по мнению руководства Комитета, к исключительно конкурентным процедурам Абхазия пока не готова. Возможно, абхазские депутаты поддержат предложения главы приватизационного ведомства.
Пока же, на заседании парламента 22 июня сего года был утвержден дополнительный перечень объектов государственной собственности подлежащих приватизации. Объекты серьезные. Например, гагринский санаторий «Амра-Интернешнл» (площадь помещений — 28 тысяч кв. метров, земельный участок — 6,2 га, начальная цена прямой продажи 60 млн рублей), «Сухумский винзавод» (площадь — 11 337 кв. метров, земельный участок — 3,56 га, оценочная стоимость объекта — 40 млн рублей), имущественный комплекс санатория «Нарт» в г. Гагра (площадь 20 917 кв. метров, земельный участок — 7,45 га, оценочная стоимость 35,217 млн рублей), имущественный комплекс Гудаутского винзавода (площадь — 4 326 кв. метров, земельный участок — 1,5 га, оценочная стоимость — 7,8 млн рублей).
Каким образом рассчитывалась оценочная стоимость, и каким образом предполагается осуществлять приватизацию этих объектов, из сообщений прессы не ясно. Возможно, что прямая продажа гособъектов все же будет возвращена.
В последний день июня Глава Администрации города Сухум Адгур Харазия, утвердил положение о перечне объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации, и установлении условий их приватизации.
Вот что говорил об этом Вахтанг Пипия в одном из последних интервью:
«Я считаю, что мы сегодня не готовы к аукционной деятельности и еще долго не будем готовы. Поэтому следует вернуться к приватизации способом прямой продажи объектов. Такая форма приватизации привлечет инвесторов в Абхазию. У людей должно быть право выбора»
Может быть, действительно, Абхазия еще не доросла до конкурентных приватизационных процедур. Ведь до сих пор в стране не создано работающее законодательство в сфере госзакупок, хотя и предпринимались попытки создать временные и локальные документы для регулирования поставок товаров, работ, услуг для государственных нужд. На данный момент известно лишь о применении министерством экономики Абхазии конкурентных процедур для открытого конкурса на право заключения договоров подряда по выполнению работ по ремонту, реконструкции и новому строительству в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015-2017 годы. Возможно, что и на внедрение современных приватизационных конкурентных механизмов тоже потребуется некоторое время.
Проблема в том, что этого времени у Абхазии не так уж и много. Системные проблемы (низкий уровень жизни большей части населения, массовая безработица, полуразрушенная инфраструктура) копились не один год, а зависимость от российской экономики столь сильна, что кризисные явления в России достаточно больно ударили и по Абхазии. Чтобы снизить эту зависимость, необходимы масштабные инвестиции, но они в достаточном объеме невозможны без более четкого определения правил игры для инвесторов. Да, многое в этом направлении в последние годы сделано, в том числе приняты законы «Об инвестиционной деятельности», «Особых экономических зонах» и ряд других. Но в полной мере механизмы в них прописанные, до сих пор не работают.
Эти тенденции как раз отчетливо видны и в сфере приватизации госсобственности. Абхазия крайне нуждается в деньгах от приватизации, но чтобы все сделать по уму, нужно много поработать. Возможно, нужно разбить объекты, вносимые в перечень, на категории; для каждой категории ввести регламенты по приватизации, прописать четко будущее назначение объектов и так далее.
Вероятно, какие-то объекты выгоднее просто выставить на торги, что-то акционировать (большинство РУПов например), а часть имущественных комплексов попробовать привести в порядок в рамках государственно-частного партнерства. Также можно рассмотреть вопрос о введении ограничений на приватизацию объектов, находящиеся в муниципальной собственности, иностранными физическими и юридическими лицами с тем, чтобы учесть интересы малого и среднего абхазского бизнеса.
Но самое главное, чтобы процесс приватизации был открытым для общественности, без кулуарных договоренностей и коррупционных проявлений, а по отношению к недобросовестным участникам приватизационных сделок применялись в полной мере санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Если все эти условия удастся выполнить, то появятся все основания надеяться, что через несколько лет Абхазия предстанет куда более процветающим государством с принципиальной иной ситуацией в экономике.
Кирилл Базилевский
Использованы материалы:
Использованы материалы:
http://m.sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20170615/1021264113/otmenit-aukciony-goskomitet-vystupaet-za-pryamuyu-prodazhu-obektov-nedvizhimosti.html?mobile_return=no
http://www.abkhazinform.com/item/6010-goskomimushchestvo-vystupaet-za-pryamuyu-prodazhu-privatiziruemykh-ob-ektov
http://www.abkhazinform.com/item/6054-pansionaty-nart-amra-interneshnel-i-sukhumskij-vinzavod-vklyucheny-v-spisok-ob-ektov-podlezhashchikh-privatizatsii
Оригинал: http://kavpolit.com/blogs/abkhaz_project/34225/