Виктор Таратута не самый известный персонаж большевистской партии. Тем не менее, он входил в состав делегатов дореволюционных съездов РСДРП(б) и даже стал кандидатом в члены ЦК партии, впрочем, за достаточно пикантные достижения.
Революционер и альфонс Таратута
Родился этот фрукт в мещанской семье Херсонской губернии в 1881 году. Таратута проучился год в одесском ремесленном училище, и как многие молодые люди, попал под влияние революционных идей, начав в 17 лет карьеру профессионального революционера. Юнец сперва раздавал антиправительственные материалы, попал под надзор полиции и ударился в бега, успев пожить и в Баку, и в Тифлисе, и в Батуми.
Однако, продвинулся Таратута в первые ряды партийцев благодаря несколько специфическим заслугам. Как из вестно, большевистские вожди до революции не брезговали ни кровавыми «эксами» (то есть банальным грабежом), ни помощью от фабрикантов, сочувствовавшим левым идеям. Хорошо они, например, подкормились от капиталов известнейшего предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Подобной дойной коровой должен был стать и наследник большого состояния Николай Шмит. Но все оказалось не так просто, нужен был альфонс, которым и стал Таратута.
Как большевики обрабатывали Николая Шмита
Юный миллионер Николай Шмит был очень богат. Он приходился внуком Викулы Елисеевича Морозова, а его двоюродным дедом был тот самый Савва Морозов, на капиталы которого выпускались революционные, в том числе и большевистские подпольные газетенки. Когда Шмиту исполнилось 19, внезапно умер его отец, а опекуном стал социал-демократ адвокат Линк, с подачи которого, Колю стали обрабатывать большевистские агитаторы. Шмит был, судя по всему, неврастеником, забросил учебу и попал полностью под влияние революционных взглядов.
Во время декабрьского восстания в Москве, он позволил большевистским боевикам превратить свою фабрику в крепость. Когда Николай стал совершеннолетним, он вовсю давал большевикам деньги на оружие, увольнял лояльных властям работников, и, наоборот, набирал под видом рабочих, революционеров. После поражения восстания фабрикант-революционер вполне заслуженно угодил в Бутырку. в тюрьме у него обнаружили целый букет психиатрических заболеваний, но до суда Николай не дожил, внезапно умерев в феврале 1907 года. По версии большевиков, его убили царские наймиты, но скорее, паренек или сам наложил на себя руки, или же его грохнули как раз по заказу большевиков. На его наследство у Ленина с компанией были свои планы.
Драка за наследство Николая Шмита
На бабки покойного Шмита претендовали многие. Завещание парень не оставил, но большевики при участии пролетарского писателя Максима Горького заявили, что Шмит завещал деньги именно им, что вообще было странно для совсем молодого человека. Мероприятием по изъятию денег Шмита руководили Ленин и Красин, а предстояло им устранить главное препятствие — законных наследников большого состояния. Их было трое, две сестры и брат Шмита, двое из которых были несовершеннолетними. вот тут вступил активно в дело Таратута.
Надо сказать, что среди однопартийцев репутация у Таратуты была пресквернейшая. Его открыто называли мерзавцем и альфонсом и даже подозревали в связях с охранкой, но Владимиру Ильичу, самому прожженному цинику Таратута был необходим. Вот как характеризовал его будущий вождь революции.
Виктор хороший человек, потому что он ни перед чем не остановится. Скажи, ты смог бы бегать за богатой девушкой из буржуазного сословия ради ее денег? Нет? Я бы тоже не стал, не смог бы перебороть себя, а Виктор смог… Вот почему он незаменимый человек.»
В общем-то Таратута уже был в деле. Еще при жизни Шмита он вовсю кадрил младшую сестренку фабриканта-революционера — Елизавету, а старшенькой занялся другой революционер Николай Андриканис. Но сперва, нужно было устранить младшего братца Николая Шмита — Алексея. В лучших традициях будущих «счастливых 90-х», именно Таратута с группой поддерожки встретился с опекунами и адвокатами мальчика Леши и прямо заявил, что если будут лезть, то устранят. Репутация у революционеров была та еще и адвокаты дали задний ход.
Как искали подставного мужа
Короче, Таратута уже охмурил Лизу Шмит, но охмурить — не значит жениться. Мало того, что был он типом сомнительным для брака с наследницей такого состояния (привлек бы внимание), так еще и находился в розыске. Тем более, Красин тогда разругался с Лениным и был против кандидатуры Таратуты. Резон тот же — брак с проходимцем Таратутой не понравился бы родне Лизы капиталистам Морозовым. Нужно было искать подставного муженька.
В итоге, лично Ленину пришлось уговаривать дворянина Игнатьева жениться на Елизавете Шмит с обещанием решить впоследствии проблему с разводом. После брака, Елизавету вывезли во францию, чтобы потрошить ее состояние в спокойной обстановке. Она по-прежнему и при официальном муже жила с Таратутой.
Как делили деньги Шмита
Однако, не все дальше пошло гладко. Старшую сестру Елизаветы, Екатерину уговорил выйти замуж помощник присяжного поверенного Николай Андриканис. В отличие от Таратуты, Адриканис отказался отдавать все деньги Ленину с Красиным. Он заявил, что часть наследства он готов передать всей РСДРП, а не именно большевикам. В тот период еще существовала едина партия. Наехать на Адриканиса доверили тому же Таратуте, но результата это не дало.
Напротив, история выплыла наружу и меньшевики во главе с мартовым подняли жуткий хайп из-за того, что Ленин попытался все деньги забрать в свой Большевистский центр. Моральная сторона дела меньшевиков волновала не особо. Они требовали свою долю. В результате, Адриканис как-то договорился с большевиками о передаче денег им, но те, в свою очередь, вынуждены были передать немаленькую сумму на хранение европейским социал-демократам во главе с Каутским. Но скандальный Ильич потом снова разругался с меньшевиками и потребовал вернуть бабки. Каутский тогда взял сторону большевиков ,и именно за это Ленин и советская историография заклеймили его «ренегатом Каутским»
Как закончил Таратута
Деньгами Шмита большевики пользовались до самой Первой мировой войны. А Таратута, по большому счету больше оказался не нужен. Соратники его не любили, циничному Ильичу услуги подобного рода больше оказались не нужны. ВпрочеМ, Таратута с комфортом жил во Франции, записался во французские социалисты, а в Россию не слишком стремился даже после победы большевистского переворота.
Лишь в 1919 году про него вспомнил Ленин и вызвал в Москву. Однако прежних партийных высот Таратута в советской России не добился. Некоторое время он поработал в ВСНХ и Коминтерне на технических должностях, а затем возглавлял трест «Моссукно» и до самой смерти Банк внешней торговли.
13 мая 1926 года Виктор Таратута умер в возрасте 45 лет от сердечного приступа. Повезло. Дожил бы до 1937 -го точно бы во враги народа записали. А вот Елизавета Шмит умерла в 1937 году. При каких обстоятельствах, я не в курсе. А могла бы послать большевиков на фиг и спокойно доживать свой век где-нибудь в Лиссабоне. Но тогда бы не случилось всей этой истории с финансовыми разборками пламенных революционеров — радетелей за счастье народное.
Читайте телеграм канал «Состояние гаки»
Подписаться!