В юности очень хотелось, почему-то, читать романтические истории о борцах за справедливость и счастье народное. Фенимор Купер с его Зверобоем, , Буссенар с Капитаном Сорви-голова и прочие герои детства и юношества эпохи СССР. Роман Пикуля «Честь имею» мне попался на первом году службы в читинском стройбате. Книга стоящая, написанная талантливо и живо. Наверное, те из вас, кто его читал в те времена, всецело были на стороне юного главного героя, принявшего активное участие в перевороте в Белграде 11 июня 1903 года, а также его жутковатого друга Аписа, создавшего революционную «Черную руку». Но, если задуматься, а чем было так полезно для сербов, русских и Российской империи это самое убийство в белградском конаке, о котором с таким восторгом пишет Пикуль?
Чем Карагеоргиевичи были лучше Обреновичей?
Династии Карагеоргиевичей и Обреновичей соперничали между собой в Сербии весь ХIХ век. Учитывая нравы в Османской империи Балкан той поры, святых там найти было бы при всем желании сложновато. Поэтому, можно смело утверждать, что ничем Карагеоргиевичи не были лучше Обреновичей в плане моральных принципов и гуманизма. Все были хороши. Героизм главных персонажей сочно перемешался с подлостью, коварством, дурным, управлением страной, заговорами и мятежами.
По разным версиям родоначальник династии Карагеоргиевичей Георгий Петкович получил свое прозвище «Карагеоргий» (то есть «Черный Георгий») то ли за убийство родного отца, то ли за повешение собственного брата. Пушкин про этого персонажа написал: «Чудесный твой отец, преступник и герой, и ужаса людей и славы был достоин». В конце XVIII века будущий родоначальник династии был гайдуком в австрийской армии, а потом занимался свиноводством.
Однако, в 1804 году взбунтовавшиемся против турецкого султана янычары устроили бесчинства в Сербии. Сербы взялись за оружие и янычар разгромили. Именно в этих сражениях Карагеоргий стал одним из вождей сербов. Турецкий султан был весьма доволен таким исходом дела, но сербы начали войну уже против самого султана.
Сперва им сопутствовала удача, а Карагеоргий был провозглашен в 1811 году верховным князем. Однако, турки взялись за дело всерьез и в 1813 году сербов разгромили. Карагеоргий вместе с ближайшим окружением сбежал из страны, а верховным князем стал как раз Милош Обренович. В 1817 году Карагеоргий тайно вернулся в Сербию, был убит, а его голова отправилась в поларок турецкому султану.
Милош Обренович также активно воевал с турками, стал князем именно в ходе освободительной борьбы. В отличие от Карагеоргия из Сербии не сбежал, возглавил новое восстание 1815 года, но при этом, благодаря, дипломатии смог снизить уровень турецкого террора , а в 1817 году был провозглашен верховным князем. Был весьма деспотичен, нажил немало врагов, но при этом сделал немало, например, для образования в Сербии. Был свергнут и уехал в изгнание, уступив трон Александру Карагеоргиевичу.
Последний балансировал между турками, австрийцами и русскими, заняв нейтральную позицию в Крымской войне. В итоге, тоже был свергнут, а на сербский трон снова сел Милош. Далее, ему наследовал Михаил Обренович, убитый сторонниками Карагеоргиевичей, а тому уже Милан Обренович, отец последнего короля из этой династии.
Грубо говоря, практически все сербские короли, за исключением, может быть Михаила Обреновича, были достаточно неприятными парнями с деспотическими замашками. Вся история Сербии ХIХ века была полна интриг, грызни за власть, убийствами, переворотами и шараханием во внешней политике между великими на тот момент державами. Так, Милан Обренович, объявил войну Турции и даже сам командовал войсками, но быстро передал командование русскому генералу Нечаеву, но и тот не приуспел в войне.
После окончания Русско-турецкой войны Милан занял уже проавстрийскую позицию, заключив с Австро-Венгрией торговый договор и конвенцию, по которой Сербия не могла без австрияков заключать договора с другими государствами. Есть серьезное подозрение, что сербские дела русским, австрийским и турецким дипломатам осторчертели за эти десятилетия до крайности.
Нужен сайт и контент?
Viber Whatsapp
Сербия накануне свержения Обреновичей
Династия Обреновичей была описана Пикулем совершенными отморозками и дегенератами. Режим Обреновичей был и в самом деле не самым симпатичным, но вряд ли все было настолько ужасно и позорно. Александр Обренович, оказавшийся сперва под влиянием отца, а потом своей будущей жены Драги Луневица, не слишком отличался способностями к государсвенному управлению от своих предшественников.
Правителем был он, мягко говоря, неважным. Учитывая, что сербы жили бедно практически всегда, недовольных хватало. Тем более, что Карагеоргиевичи всегда дышали Обреновичам в затылок, а незадолго перед событиями на их стороне выступила тайная, но уже могущественная сила.
Видимо, Карагеоргиевичам очень хотелось власти, раз прибегли они к помощи настолько одиозного союзника. Драгутин Дмитриевич по прозвищу Апис до сих пор является крайне неоднозначной исторической фигурой даже в самой Сербии.
Популист с бонапартистскими замашками, Апис создал тайную организацию «Объединение или смерть», которую чуть позже стали называть «Черная рука». Карагеоргиевичей и сторонников «Черной руки» объединяли мечты о великой Сербии, но последние были по своим взглядам радикалами и республиканцами. Тем не менее, этот союз состоялся, и, именно Апис стоял во главе удавшегося переворота 1903 года.
Убийство в белградском конаке
Убийство Александра Обреновича, его жены Драги и верных им лиц, было жестоким по восточному. В Европе так уже давно не убивали. Читая описание убийства, как-то не хочется уже разделять восторги Пикуля. В русском обществе реакция на резню в белградском конаке тоже, судя по всему, была не самой позитивной.
Журналист Теплов писал следующее:
«Сербы покрыли себя не только позором цареубийства (что уже само по себе не допускает двух мнений!), но и своим поистине зверским образом действий по отношению к трупам убитой ими Королевской Четы. После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями: они поразили Короля шестью выстрелами из револьвера и 40 ударами сабли, а Королеву 63 ударами сабли и двумя револьверными пулями. Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щеки, руки тоже порезаны, особенно велики разрезы между пальцев, — вероятно, Королева схватилась руками за саблю, когда её убивали, что, по-видимому, опровергает мнение докторов, что она была убита сразу. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтеками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны. Когда убийцы натешились вдоволь над беззащитными трупами, они выбросили их через окно в дворцовый сад, причем труп Драги был совершенно обнажён»
Все великие державы выразили возмущение убийством и потребовали наказать непосредственных участников, но новый король Петр Карагеоргиевич спустил этот вопрос на тормозах. новое правление оказалось более либеральным, по сравнению с режимом Александра Обреновича, а во внешней политике Петр сменил австрийский вектор на российский.
В общем-то, это было не удивительно. Многие ключевые посты занимали члены «Черной руки», даже наследник престола Александр Карагеоргиевич пребывал в этой организации. Но, самое главное, что главной целью, что монархистов, что радикалов, было создание великой Сербии любой ценой. Цена оказалась непомерной, как для самой Сербии, так и для всего мира.
Россия как заложник интриг сербских радикалов
Казалось бы, российская дипломатия могла только приветствовать установление установление в Сербии пророссийской власти. Но, на самом деле, как, показали дальнейшие события, союзнические отношения с Сербией не дали возможности влиять на желание сторонников Великой Сербии. Напротив, в условиях, когда международная обстановка была и так крайне напряженной и в воздухе пахло большой войной, Российская империя лишилась возможности маневра в сербском вопросе, оказавшись в зависимости от сербско-австрийских отношений. Грубо говоря, Сербия с помощью России решила взять Австро-Венгрию «на слабо», устроив теракт в Сараево в надежде на защиту России, с одной стороны, и на подъем просербских сил в австро-венгерских провинциях.
Конечно, мировая бойня не входила в планы правительсва Сербии. Явно, король Петр и его правительство не было в курсе сараевских приготовлений и уж точно не желало войны с австрийцами. Но, радикалы плотно опутали государство своей сетью, и делали лишь то, что считали нужным для достижения своих целей. В итоге, вся эта публика и втянула свою страну, Россию и почти всю Европу в мировую бойню. России амбиции сербских радикалов обошлись чрезвычайно дорого.
Катастрофа 1917 года вряд ли была бы возможна в мирной стране. Миллионы погибших в мировой бойне. развал государства, кровавый террор с обьеих сторон в период гражданской войны. Сербия в ходе войны перестала существовать как государство, но, в отличие от России оказалась в 1918 году среди победителей и ценой громадных жертв все же на несколько десятилетий добилось своей цели — создания великой Сербии в виде Югославии.
У России должны быть только свои интересы
Случилась бы мировая война в случае, если бы на сербском троне остались Обреновичи? Скорее всего, без большого конфликта не обошлось бы. Германскую империю просто пучило войной и повод все равно нашелся бы. Но случилось бы это не в 1914 году и Россия не выступала бы в роли заложника сербских геополитических интриг. Проавстрийская позиция Сербии при династии Обреновичей могла быть неприятна России, но явно не являлась каким-то фатальным фактором. В конце концов, прогерманская Болгария была куда большей проблемой.
Так что, иногда тактические локальные успехи могут в глобальной перспективе принести массу проблем. Россия не раз наступала на эти геополитические грабли, наступает на них, бывает, и поныне. Что касается, непосредственно Сербии, то в отношении восторгов Пикуля Аписом, впору применить известнейшее изречения про благие намерения. Хотели как лучше, получилось как всегда.
Дмитриевич оплатил свою вину за мировую бойню у расстрельной ямы в Салониках. Сербские братья не слишком показали за прошедшие с тех пор 100 с гаком лет себя настоящими братьями. Впрочем, глупо применять такой подход к государствам и народам. У каждого свои интересы. и это надо помнить. В 2003 году году, кронпринц Александр Карагеоргиевич и его супруга Екатерина зажгли в знак покаяния свечи на могиле Александра и Драги Обреновичей.
Читайте телеграм канал «Состояние гаки»
Подписаться!