Из этого моего обзора, оригинал которого опубликован на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» можно сформировать определенное мнение о состоянии предпринимательства и инвестиционного климата в Абхазии. Все не так уж плохо, но работы непочатый край. Главное, чтобы было желание работать.
Не раз и не два на нашем сайте звучала критика в адрес отдельных государственных органов Абхазии в части отсутствия открытости информации и несвоевременного размещения на доступных официальных ресурсах законов и других правовых актов, важных для предпринимательской деятельности. В последнее время в этом направлении появились основания для робкого оптимизма. Кроме того, позитивно можно оценить выложенный на сайте Министерства экономики Абхазии отчет о работе этого ведомства за 2016 год. Во всяком случае, благодаря этому документу можно отслеживать, что было сделано за прошедший год, и в каком состоянии тот или иной вопрос на сегодняшний день.
Сегодня как раз и пробежимся по сайту Министерства экономики. Что же было сделано и как обстоят дела сейчас в сфере бизнеса, инвестиционного климата и предпринимательской деятельности в Абхазии?
1.Совместно с Администрацией Президента и Аппаратом Народного Собрания был доработан подготовлен к утверждению проект нового Трудового кодекса Республики Абхазия, разработанный межведомственной рабочей группой при Минэкономики. Да, Трудовой кодекс вступил в силу с 1 января 2017 года. Важный документ, обзор которого готовится для публикации на нашем сайте. Сам Трудовой кодекс можно прочесть в разделе «Законы» на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции».
2. Подготовлен законопроект «О налоговых каникулах, льготах по налогообложению и преференциях для субъектов предпринимательской деятельности», устанавливающий общие условия применения нулевой 4 налоговой ставки по основным видам налогов для субъектов предпринимательской деятельности (из числа малого бизнеса) в приоритетных отраслях экономики, а также стимулирующий субъектов предпринимательства к ведению деятельности через организационно- правовой режим «юридическое лицо», прозрачной и легальной работе с использованием контрольно-кассовой техники, надлежащим ведением статистической, налоговой отчетности и т.д. Об этом материал «Кто пойдет на налоговые каникулы в Абхазии», размещенный на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции».
По мнению министерства, «освобождение от уплаты налогов от одного до трех лет позволит значительно снизить издержки для начинающих предпринимателей, что в свою очередь окажет стимулирующее воздействие на развитие малого предпринимательства в Республике Абхазия».
По мнению экспертов нашего партнерства и Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» на налоговые каникулы могут рассчитывать относительно небольшие предприятия с незначительной валовой выручкой, обязательным использованием контрольно-кассовой техники, с определенными видами деятельности (какими — определит правительство), а главное, прошедшие экспертизу межведомственной комиссии, состоящей из представителей Министерства экономики Республики Абхазия, Министерства финансов Республики Абхазия и Министерства по налогам и сборам Республики Абхазия, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия. В России, например, предприятиям не нужно проходить всякие там комиссии для перехода на упрощенную систему налогообложения. Совсем не факт, что нужно было воздвигать подобный барьер в Абхазии, где осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью налогоплательщиков должно быть легче , чем в громадных российских мегаполисах. Получается, что попытка получить налоговые льготы может превратиться в целую эпопею с непредсказуемым результатом. Все мы знаем, что такое всякого рода государственные комиссии. Впрочем, говорить о том, как все это будет работать на практике, явно преждевременно. Законопроект проходит согласования.
3. Далее. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». В соответствии с этим документом, находящимся на рассмотрении в правительстве, Министерству экономики Республики Абхазия предоставляется право выступать учредителем (участником) хозяйственных обществ в целях более эффективной реализации государственной инвестиционной политики, а также создается возможность осуществить преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100 % государственным участием.
Ожидаемые Минэкономики результаты: Более эффективная реализация государственной инвестиционной политики и осуществление преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100 % государственным участием.
В принципе, поставленные задачи, которые должны быть выполнены с помощью этого законопроекта, верные. Во-первых, это подготовка к будущей приватизации. Во-вторых, преобразование ГУПов даст возможность рассчитывать на более тщательный контроль за государственным имуществом со стороны государства. Впрочем, опыт российских госкорпораций и Росимущества, контролирующих подобные акционерные общества, говорит о том, что автоматически ничего позитивного в данном направлении не произойдет. Нужна реальная государственная политика по выстраиванию действенных механизмов контроля.
4. Также в обзоре упоминаются законопроекты, отсутствие движения по которым давно уже вызывают нарекания со стороны предпринимателей и экспертов в адрес органов государственной власти. Это законопроекты «Об упрощенной системе налогообложения», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия».
Закон об упрощенной системе налогообложения давно уже ждут абхазские предприниматели, но уже года два он маринуется в разных инстанциях. В случае принятия, он дополнит преференции для малого и среднего бизнеса, предусмотренные в законопроекте «О налоговых каникулах, льготах по налогообложению и преференциях для субъектов предпринимательской деятельности» и даст возможность вздохнуть спокойнее тем предпринимателям, чей бизнес не подпадает под действие специального налога.
С регистрацией прав на недвижимость ситуация тоже не простая. Законопроект «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» предусматривает, что единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и правоустанавливающий документ будут являться единственными источниками информации, подтверждающими зарегистрированные права (обременения прав) на недвижимость. Кроме того, законопроект предусматривает отказ от практики государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, регистрации будет подлежать только переход прав (обременений прав) на недвижимое имущество. Принятие данного законопроекта по мнению разработчиков позволит обеспечить защиту прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также повышение качества предоставляемых государством услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, государственного учета и технической инвентаризации объектов недвижимости. В любом случае, это нужный закон, который может стать базой для приведения в порядок ситуации с правами собственников в Абхазии и улучшения инвестиционного климата. К сожалению, законодательство в сфере регулирования рынка недвижимости оставляет по прежнему желать лучшего, о чем мы уже неоднократно писали.
Не меньшее значение придается и законопроекту «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия». Эти три законопроекта, как заявляет министерство экономики, недавно актуализированы и, возможно, в скором времени будут приняты. Впрочем, ждать этого в ближайшие месяцы вряд ли стоит, учитывая грядущие весной выборы в абхазский парламент. Видимо, решать эти вопросы будут уже депутаты нового созыва.
5. Законопроект «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «Об акцизах», предусматривает повышение ставки акцизов на импортируемый товар по категории «табачные изделия» с 10% до 20% от таможенной стоимости, а также введение нового вида подакцизного товара – воды, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ (импортные лимонады), с предлагаемой ставкой акциза 20%.
По оценке Минэкономики принятие законопроекта позволило бы увеличить сумму акцизных сборов в общей сложности более чем на 100 млн. рублей в год: 68 млн. руб. в год — по табачной продукции; 36 млн. руб. в год — по импортным водам с добавлением сахара.
6. Закон «Об инвестиционной деятельности» был принят больше двух лет назад, но до последнего времени практически был не рабочим (обзор можно прочесть здесь). И вот в 2016 году разработано и утверждено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия «Об установлении зонирования территории Республики Абхазия для целей присвоения инвестиционным проектам статуса преференциальных» , с принятием которого завершилось формирование полноценного механизма реализации Закона «Об инвестиционной деятельности».
Первый преференциальный инвестиционный проект (Сухумское рыболовецкое хозяйство), реализуемый на льготных условиях, зарегистрирован в государственном реестре с 4 квартала 2016 года. В конце 2016 года в государственный реестр был включен еще один аналогичный проект, прошедший отбор в установленном порядке. Как все же данный механизм повлияет на инвестиционную активность в Абхазии — покажет время.
7. В 2016 году были принят ряд положений о лицензировании, что было оговорено в принятом летом 2015 года законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» , в том числе, подзаконные нормативные-правовые акты в сфере лицензирования (импорт
и оптовая реализация алкогольной продукции, табачных изделий, производство алкогольной продукции, деятельность с драгоценными металлами, хранение и оптовая реализация ГСМ, проведение лотерей, заготовка и реализация лома черных и цветных металлов). С большинством из этих документов также можно ознакомиться на сайте «Абхазские проекты . Бизнес и инвестиции» по этой ссылке. Очень хотелось бы, тем не менее, чтобы все нормативные акты, касающиеся лицензирования того или иного вида деятельности были в открытом доступе. Предприниматели должны иметь возможность иметь полную информацию по вопросам, напрямую касающихся их деятельности. Иначе могут возникать проблемы, описанные в нашем материале «Абхазские лицензионные недоразумения».
8. Что еще можно упомянуть… Разработан проект постановления «О мерах по развитию предпринимательства и стимулированию деловой активности в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» . В нем речь о «создании условий для оказания субъектам предпринимательской деятельности организационно-технической, информационно-справочной и правовой поддержки, улучшение делового и инвестиционного климата в районах и городе Сухум посредством введения на местах института уполномоченного по делам предпринимательства». На бумаге все красиво. Уполномоченный должен будет осуществлять контроль за соблюдением прав предпринимателей, рассматривать жалобы и информировать о проблемах министерство, оказывать содействие местным органам власти в реализации инвестпрограмм, содействовать созданию организаций предпринимателей, вести разъяснительную работу. Сложно сказать, что выйдет из этой затеи и не превратится ли она в какую-нибудь очередную имитацию деятельности.
9. В плюс министерство экономики можно также занести создание целевой программы обучения основам ведения бизнеса, которая должна начаться уже в начале этого года, а также подготовка к вводу в эксплуатацию Сухумского молочного завода. Это наследие волюнтаризма предыдущих властей уже который год стоит без какой-либо деятельности. Подробнее об этом можно прочесть также на нашем сайте в материале «Сухумский молочный завод восстанет из мертвых?». Правда с момента написания этой статьи прошло уже больше года, но по уверениям минэкономики бизнес -план подготовлен, изыскан требуемый объем инвестиций за счет средств госбюджета в объеме 20 млн руб. и в апреле 2017 года предприятие начнет поставлять продукцию на абхазский рынок.
Можно, конечно, упомянуть еще несколько пунктов из обзора министерства экономики, но, наверное, это будет уже обременительно для восприятия читателей в данном формате. По совокупности, можно авансом поставить ведомству за работу четверку и ждать прорыва на экономическом фронте в 2017 году.
Кирилл Базилевский.
Все о бизнесе в Абхазии читайте на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»
http://abkhaz-project.ru/
Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
http://abhaziya.biz/
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
http://lodki-abh.ru