Сто один год назад в России могли состоятся первые в русской истории абсолютно свободные выборы. Тогда, как и сейчас, часть общества было убеждена, что стоит провести честные выборы и жизнь в стране наладится. Хотя, что могли бы особо изменить семьсот с гаком говорунов в воюющей стране я себе представляю сложно. Позже мы мы наблюдали и более масштабные масштабные мероприятия в виде съездов народных депутатов, проходящих в куда более комфортной обстановке. Закончилось все с этими съездами болтовней, развалом страны, октябрьским кризисом 1993 года, разгоном депутатов и суперпрезидентской Конституцией по которой мы живем уже четверть века. Хреново все закончилось и с Всероссийским Учредительным собранием.
Соответственно, у Учредительного собрания не было никаких шансов как-то стратегически повлиять на ход дальнейшей российской истории. Все было устроено слишком не вовремя и слишком поздно. По большому счету, Временному правительству нужно было выпрыгнуть из штанов, но разогнать Советы и объявить диктатуру до окончания войны. Но balls у этих людей не оказалось.
Хотя, даже проведи власти выборы в сентябре, как изначально планировали, может быть, большевики бы и не рискнули тогда лезть на рожон. Но Временное правительство облажалось и в этом. В итоге, выборы проходили ( фактически же выборы в этот срок были проведены лишь в 39 избирательных округах из 79). В ряде мест голосование состоялось в конце ноября — начале декабря) уже при диктатуре большевиков,которые спустя два месяца просто разогнали Учредиловку.
И все же, предположим, что большевики струхнули и признали Учредительное собрание единственным легитимным законодательным временным органом. В выборах приняли участие меньше 50 % избирателей. Всего было избрано 715 депутатов, из которых 370 мандатов получили правые эсеры и центристы, 175 — большевики, 40 — левые эсеры, 17 — кадеты, 15 — меньшевики, 2 — энесы и 86 — депутаты от национальных групп (эсеры 51,7 %, большевики — 24,5 %, левые эсеры — 5,6 %, кадеты — 2,4 %, меньшевики — 2,1 %.
Очевидно,что будучи по своей сути левым Учредительное собрание вряд ли бы смогло что-то решить кардинально. Эсеры и большевики, будучи сторонниками раздачи земли крестьянам, вряд ли бы смогли договорится по остальным вопросам, включая вопрос о войне и вопрос национальный. Говорильня бы продолжалась месяцами. За это время значимость Учредительного собрания в глазах общества падала бы все ниже и ниже. Закончилось бы все в любом случае гражданской войной или взятием немцами Петрограда.
Большевики все равно не удержались бы от желания разогнать Учредительное собрание или хотя бы запретить другие фракции. Армия еще больше бы разваливалась, так как крестьяне рванули бы с фронта домой делить землю, не дожидаясь решения ВУС. Советы на местах были бы в основном эсеровские, а сторонники правой диктатуры в любом случае сделали бы попытку установить в стране военный режим. Большевики же имели бы поддержку в городах, но уж явно не тотальную. Все равно бы рвануло.
В общем, как показал опыт 1917 года, принцип в»выборы ради выборов» не приводит ни к чему хорошему, если не оценивать все риски. Все надо делать вовремя и качественно. И если свергать царей во время мировой войны, а выборы проводить в условиях бардака, то получаешь ровно то, что получили борцы за свободу и демократию 101 год назад.
#датыилюди #учредительноесобрание