Умер Виктор Анпилов, про существование которого в последние годы все подзабыли. А ведь когда-то был он реальной политической фигурой. Можно было потешаться над его группой поддержки из бабок в кроссовках и значками Сталина и Ленина, но «Трудовая Россия» была массовой оппозиционной организацией, каких сейчас и нет наверное. Но прошло его время и вот его уже и самого нет.
Никогда не был его поклонником, но сложно отрицать, что человеком он был искренним и гешефтов от своей политической деятельности не искал, в отличие от многих нынешних. Такой вот настоящий комми, но не партаппаратчик. Но вот сейчас хотел бы написать не конкретно про Анпилова, а про ту развилку 1993 года.
Откровенно скажу, что тогда (и еще много лет после тех событий) я был убежденным сторонником Верховного совета. Я вернулся из армии летом 1990 года и сразу окунулся в московскую политическую жизнь. После казармы совсем неудивительно, что примкнул я к демократам, спектр которых тогда был необычайно широк. От новых коммунистов до христианских демократов и откровенной демшизы. И также совсем не удивительно, что голосовал я на июньских выборах 1991 года именно за Ельцина. Тогда казалось, что это правильный выбор, так как всем хотелось чего-то нового после всей этой убогой фальши позднего совка.
Но прошел Август-1991 (в котором я тоже решил принять активное участие), развалился СССР (против чего выступила только тогдашняя Демпартия россии, членом патриотического крыла я тогда был), начались суровые политические будни, когда на многие вещи приходилось смотреть уже без розовых очков. И закончилось все противостоянием осени 1993 года.
Если бы не обстоятельства, я бы на 100% был бы 3 октября у Белого дома. Совсем не уверен, что мне удалось бы оттуда уйти. В последующие дни помогал некоторым из тех, кто тогда проиграл, покинуть Первопрестольную. Потом были выборы в Госдуму, на которые я забил, странная президентская республика, византийщина, семибанкирщина и прочее гадство, с которыми ассоциируются «счастливые 90-е».
Но вот спустя уже четверть века, оглядываясь назад, пытаюсь понять, а какая альтернатива ждала бы Россию в случае победы Верховного совета? Ладно, армия и МВД поддержали Парламент. Ельцина замочили или посадили лет на 20. С Гайдаром поступили бы также, а всякие Демроссии просто бы запретили. И вот, начало 1994 года. Мы имеем достаточно бездарного президента Руцкого, связанного по рукам и ногам Верховным советом, не слишком великого горца(а проще говоря, интригана) Хасбулатова, разношерстный Верховный совет (в котором адекватных людей можно по пальцам пересчитать), толпы боевиков Альберта Макашова и Терехова и совершенно импотентных ментов и чекистов. До кучи, оборзевших руководителей областей и, тем более, национальных республик, и совсем не лояльных западных, так сказать , партнеров.
Чтобы было дальше? Скольких бы провинций Россия бы не досчиталась бы в итоге? Ельцин был, безусловно, паршивцем, но были ли лучше и ответственнее те, кто пытался отобрать у него власть? Сейчас сложно сказать. И вот эта неопределенность как раз самое страшное для тех, кто просто живет и работает, кто ходит голосовать на выборы. Я всегда исходил из того, что парламентская демократия смогла бы построить нормальное демократическое государство. Но смогла ли бы?
Сегодняшняя ситуация, слава Богу, и близко не напоминает осень 1993 года. Но, тем не менее, и к существующей власти накопилось порядком вопросов. И комфортное существование ее возможно исключительно потому, что большинству российских избирателей наиболее важно не попадать в турбулентность. Никому не хочется ощущать себя пассажирами лайнера летящего под управлением птэушников.
Так что, Анпилов мне нравился своей искренностью и задором. При всем при том, что его взгляды для меня были чужды. Но сегодня я совсем не уверен в том,ч то было бы благом его победа осень. 1993-го года. Ведь умельцев находить простые решения у нас всегда было с избытком. Также как и сегодня, люди, не отвечающие вообще ни за что, предлагают отделить северный Кавказ, например. На словах все выглядит прекрасно, а вот на деле… Все же рассчитываю году в 2020 получить четкий посыл, куда наша страна будет двигаться дальше и под чьим началом.