Home Байки Базилевского Сухумский след семьи Базилевских

Сухумский след семьи Базилевских

by admin

Давно хотел бы написать о своих предках, благо, что матушка моя, Галина Юрьевна Базилевская, помимо «Записок о деревне Андрейцево, ее окрестностях и их обитателях», подготовила достаточно материалов и о нашей семье. Один из эпизодов я  взял за основу для этой истории.

Надо сказать, что несколько раз граждане, с, так сказать несколько проблемными в советское время паспортными данными интересовались или намекали, не из их ли я числа. Приходилось разочаровывать. Не из их. Мои предки по деду происходили родом из Воронежской губернии и их несколько поколений были православными священниками.

 Слева направо: мой прапрадед Клавдий Евграфович, его сыновья  Гавриил и Яков Клавдиевичи, мой дед  — Юрий Яковлевич Базилевский.

Вот как раз насчет сухумского следа речь пойдет о Гаврииле Клавдиевиче, брате моего прадеда Якова Клавдиевича. Узнать о Гаврииле Базилевском удалось не слишком-то много, но многие ли могут рассказать о своих родственниках той поры столько , сколько  о нем знаем мы.

Человеком он был, похоже  разносторонним и значительным. Как  и почти  все мужчины в нашей семье дореволюционной поры, Гавриил Клавдиевич окончил Воронежскую духовную семинарию. А вот стал ли он священником, об этом с уверенностью сказать нельзя. Может быть и нет, учитывая его дальнейший жизненный путь.

Можно утверждать лишь следующее. В 90-х гг. XIX века Гавриил жил в Анапе, где к этому времени обосновался его дядя Павел Евграфович Базилевский. Вот тот как раз точно был священником  Свято-Онуфриевского храма в Анапе.

Потом он стал священником Осиевского храма. Преподавал в церковно-приходской школе для девочек и школе грамотности на Рождественской улице. Организованный и руководимый Павлом Евграфовичем хор много лет выступал на летних концертах, устраиваемых в анапском курортном зале. Отец Павел был хорошо известен в городе и знаком с одним из основателей Анапы как курорта Владимиром Адольфовичем Будзинским.

Что касается самого  Гавриила Клавдиевича, то  известно, что он преподавал в церковно-приходской школе. Гавриил был одним из тех, кто сыграл важную роль в судьбе талантливого мальчика Платона Крутько, которого потом стали называть «Певец земли анапской».

«Отец мальчика  — плотник и каменщик, работал по найму и в усадьбе генерала Пиленко в Джемете. Свою особую склонность к живописи маленький Платоша обнаружил в раннем детстве. Однажды, когда мальчуган уже учился в церковноприходской школе, учитель Г.К.Базилевский увидел в его тетрадке прекрасный рисунок. На нем реалистично, до мельчайших деталей был изображен пароход, застывший на рейде Анапской бухты. Учитель долго не мог поверить, что его рисовал щупленький хлопец, нигде не учившийся живописи. Вскоре этот  рисунок попал в руки Юрия Дмитриевича Пиленко, бывшего одним из городских попечителей. Именно он настаивал на том, что мальчика необходимо учить. За счет попечительского совета его отправили учиться, и не куда-нибудь, а в знаменитое Строгановское училище».

В общем, жизнь Анапы была достаточно интересной и насыщенной. Хотя приезжий журналист описывает Анапу не слишком комплиментарно: «Анапа в конце 19 века. Представляла собой маленький почтовый городок на окраине великой Российской Империи. Две продольные улицы, неправильно идущие вдоль морского берега, и несколько поперечных – вот и весь город. Улицы широкие, кривые и не мощенные, вымощена только центральная часть. Базарная площадь не мощена. На площади и улицах после сильных дождей остаются лужи, каковые смешиваются с отбросами, издают зловоние. Отсутствие мостовых, грязь и валяющиеся в лужах свиньи, лишение иногда в течение нескольких недель парохода, вследствие дующих ветров, жалкая растительность – на всем лежит печаль запустения. Да и мог ли этот городок именоваться таковым, скорее поселок или посад. Одним словом, гоголевский Миргород».

В.А. Будзинский в своей статье 1900 года отмечал: «К лечебным средствам Анапы, кроме прекрасного климата, относятся морские купания, грязи из местного соленого озера и грязевых вулканов, песчаный берег, восхождение на горы, лечебный виноград, козье молоко и кефир. Морской берег можно считать для купания превосходным”.

Но вернемся к Гавриилу Базилевскому. Известно, что был  он  почетным гражданином города  Анапа. «По состоянию на 1 января 1917 года в Анапе числилось 18 почётных граждан. В их числе – Сергей Петрович Вязмитинов, бывший в 1899 году председателем Анапского общественного собрания, владелец паровой мельницы Батрикей Мустафович Ду, бухгалтер Анапского городского общественного управления в 1909 г. Владимир Николаевич Соколов. Потомственный почётный гражданин Михаил Михайлович Лапарёв на протяжении нескольких лет исполнял обязанности секретаря городской управы и городского головы. Евгений Александрович   Прокопович, который в 1911 году стал потомственным почётным гражданином, был городским головой и одновременно председателем городской думы». И вот среди этих почтенных горожан, наряду со знаменитым В.А.Будзинским, значится Гавриил Клавдиевич Базилевский.  Остается только гадать, за какие заслуги ему была оказана такая честь. Нужны дальнейшие архивные изыскания.

Позднее Гавриил Клавдиевич жил в Сухуме. О его деятельности в Абхазии известно мало,  однако имя Гавриила Базилевского числится в списке  действительных членов Сухумского общества сельского хозяйства  в 1913 г. ,

Членами  Сухумского общества сельского хозяйства были землевладельцы и дачевладельцы, а также представители интеллигенции, внёсшие большой вклад в дело интродукции на побережье многих видов субтропических плодовых и декоративных растений. Этот период можно считать отправной точкой создания черноморских субтропиков, которые в немалой степени являются результатом трудов многих энтузиастов.Регулярно Сухумским обществом сельского хозяйства издавался журнал Черноморское сельское хозяйство.  Как писал Ю.Н. Воронов «наряду с опытными учреждениями свою лепту в общую работу внесли многочисленные любители, капиталом и энергией которых девственные леса и непроходимые дебри превратились в цветущие экзотами дачи, в сплошной сад и цветник. Быть может дилетант местами и временами не только проявлял больше инициативы, чем правительство, но даже влиял на работу казённых опытных учреждений.  Одной из задач общества была пропаганда среди местного населения передовых метолов ведения сельского хозяйства и вообще просвещение абхазов.»

То, что Гавриил интересуется вопросами, связанными с сельским хозяйством, нет ничего удивительного. Как мы помним, во второй половине XIX века в Воронежской семинарии, которую окончил Гавриил, была проведена реформа, благодаря которой семинаристы  получали знания не только  по традиционной учебной программе, но и по многим естественным предметам: геометрия, геодезия, сельское хозяйство, медицина, естественная история. Воспитанники работали в семинарской и городских больницах. Для сельскохозяйственных работ во дворе семинарии был разбит опытный сад, в котором произрастали даже экзотические растения. Так что Гавриил Клавдиевич получил хорошую разностороннюю подготовку.

После революции Гавриил Клавдиевич с семьей живет в Майкопе. В 20-е годы он учитель музыки в средней школе. По воспоминаниям Юрия Яковлевича Базилевского, жившего некоторое время вместе с родителями в Майкопе,   Гавриил держал пасеку и руководил хором. Жену Гавриила звали Марией. Дети: Евгения, Люся, Николай, Елена. Гавриил Клавдиевич умер в Майкопе. Где жили  его дети  после войны – неизвестно.

Вот такая маленькая семейно-курортная история

 

В

You may also like

1 comment

Илона 24.05.2020 - 23:12

Добрый день!
Меня зовут Илона) Я из рода Базилевских. Сегодня нашла вот эту инфу. Не Ваш родственник?))))Евграф Васильевич Базилевский (* — ✝) — Genealogy
https://www.geni.com/people/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/6000000085765508292

Reply

Leave a Comment

Есть вопросы? Обращайтесь!