Как превратить Абхазию в Зимбабве

На юге Африки в стародавние времена несколько веков существовала империя Мономотапа, объединяющая  местные племенные союзы. Со временем она пришла в упадок и распалась на более мелкие образования. Некоторое время территории находились под протекторатом португальцев, а затем в конце 19 века были колонизированы англичанами в формате управляемой Британской  Южноафриканской компанией  Южной Родезии, став в 1922 году самоуправляемой колонией в рамках Британской империи. В 1965 году Южная Родезия, в которой власть на тот момент принадлежала белому меньшинству, провозгласила независимость, которая, правда, признана в мире не была, но просуществовала 15 лет в условиях международной изоляции, являясь при этом одной из самых развитых стран Африки.

Это был очень своеобразный режим. При блестящих экономических показателях имела место быть дискриминация коренного населения. Здесь не было системы апартеида, официально действующей в соседней Южно-Африканской республике, но действовали имущественные цензы, резко ограничивающие права значительной  населения. Местный спецназ (состоящий кстати из людей разных рас) вполне успешно воевал с разного рода экстремистами, но стабильности это противостояние не добавляло.  Именно такое положение вещей и стало причиной дипломатического бойкота со стороны западных стран и введения санкций. К 1980-му году был достигнут компромисс, проведены свободные выборы, на которых убедительно победили наиболее радикальные противники предыдущего режима.

Казалось бы, перед страной избавившейся от угрозы гражданской войны открываются вполне радужные перспективы. Была достаточно развитая экономика и возможности для проведения реформ и привлечения инвестиций. Некоторые государства Африки воспользовались и меньшими возможностями для своего развития.  Но все получилось не слишком хорошо. Сперва все шло относительно неплохо. На старом экономическом багаже удавалось держаться на плаву и даже достичь небольшого прогресса, несмотря растущую в геометрической прогрессии коррупцию и раздачу наиболее лакомых кусков зимбавийской экономики своим приближенным соратникам по борьбе (за что воевали, брат). Но уже в  90-е начались сложности, переросшие  в нулевые в резкий спад экономики и уровня жизни. Вместо проведения реформ, власти занялись отъемом земли у белых фермеров, которые и давали большую часть прибыли в сельском хозяйстве. Земли , понятное дело, передавались своим приближенным, которые понимали в современном сельском хозяйстве, как свинья в апельсинах. Кончилось все гиперинфляцией и хаосом в экономике.  Страна, некогда бывшая житницей Африки, была вынуждена начать импортировать зерно. Количество белых граждан Зимбабве сократилось почти в три раза.  Уже в 2003 г. более половины жителей Зимбабве зависели от импорта продовольствия. В конце 2017 года многолетний президент Зимбабве Роберт Мугабе был отстранен от власти, но это вряд ли сильно поможет зимбабвийской государственности.

Впрочем, что я все о Зимбабве. Вспомнил я про этот африканский остров невезения  неспроста. Давно интересуюсь абхазской тематикой и с искренней симпатией отношусь к этой небольшой, но замечательной стране, в которой живет много достойных людей. Неоднократно, за последние годы, мне доводилось читать тезисы разного рода общественных деятелей Абхазии, в которых предлагается взять за образец для развития страны Сингапур. В общем-то, вполне похвальное стремление. Маленькое государство в Юго-Восточной Азии добилось за несколько десятилетий впечатляющих успехов, став одним из экономических лидеров своего региона и образцом порядка и процветания.

Вот только для этого сингапурцам пришлось изрядно поработать над собой. В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Коррупция зашкаливала. Соседние страны были настроены недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Модернизация Ли Куан Ю стала возможной благодаря совпадению целого ряда факторов, включая менталитет местного населения, решимость властей, жесткое отношение к коррупционерам  и хорошо продуманную экономическую политику.

При всем уважении к абхазской государственности, даже половины факторов для создания абхазского сингапура на сегодняшний день  нет.  Этот не страшно. В конце концов, не всем же сингапурами называться. Хуже тот факт, что в Абхазии сегодня нет целого ряда условий для того, чтобы считать себя государством динамично развивающимся как государство правовое. На протяжении последних лет, я являюсь владельцем и основным автором информационно-делового портала «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции». За это время на нашем ресурсе были опубликованы сотни материалов, касающихся нюансов ведения предпринимательской деятельности в Абхазии и инвестиционного потенциала этой страны. Было достаточное количество и критичных  материалов. Проблем с бизнесом и инвестициями в Абхазии хватает. Кое-какие из них носят объективный характер, но некоторые моменты, связанные с работой россиян в Абхазии вызывают, мягко говоря, недоумение, а некоторые носят, можно сказать, совсем неприличный характер.

Но сегодня не об экономике  и не о проблемах российского бизнеса в Абхазии. Сегодня о тех, так сказать помягче, недоразумениях,  что происходят с самыми простыми жителями Абхазии не титульной, преимущественно, русской национальности. Речь пойдет о так называемом обмене паспортов граждан Абхазии, как называются на официальном языке те странные вещи, что уже не первый месяц происходят в республике.

Не открою для кого-то секрета по поводу того, что  государство в Абхазии не совсем контролирует все процессы, происходящие в стране. Во всяком случае, для сноса одной незаконной постройки в Пицунде, потребовалось присутствие целого министра внутренних дел Абхазии (что было воспринято общественностью как подвиг, «уора, они сделали это) а штурм МВД Абхазии,  повлекший за собой отставку предыдущего министра МВД, не привел вообще к каким-то посадкам организаторов этой тусовки. Служба судебных приставов существует как декорация, а уж уплата налогов представляется для самых серьезных представителей абхазского теневого бизнеса, делом, почти что зашкваристым. Шутка.

Драндский изолятор называют санаторием. И вполне оправданно. Больше всего местные представители уголовного мира боятся отправки в мордовские леса. Они  могут спать спокойно. никто их туда  не отправит. Нет, соответственно, возбужденных уголовных дел по поводу нецелевого расходования бюджетных средств,  странной, так сказать, деятельности РУПов, подрядных организаций, казусов по части приватизации и прочего традиционного для постсоветского пространства безобразия.

Но вот по одному направлению местные государственные органы проявляют рвение, достойное решения более насущных проблем. Я,  в данном случае, имею в виду так называемую замену паспортов, которая на практике  служит для изъятия гражданства у части жителей республики. И это,   на мой взгляд, является издевательством над людьми и нанесением ущерба строительству абхазской государственности.  Под эти процессы попали, как минимум, сотни граждан Абхазии.

7 марта Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба провел совещание по вопросам выдачи общегражданских паспортов гражданина Республики Абхазия и вида на жительство
Подробнее. Сейчас в Абхазии идет ОБМЕН паспортов граждан Абхазии, связанный с введением паспортных бланков нового образца. Но «волшебным» образом чисто технический процесс превратился в ПОДТВЕРЖДЕНИЕ  гражданства для, как минимум, сотен (а скорее всего тысяч) граждан Абхазии не титульной национальности. Людей,  уже обладающих паспортами Республики Абхазия,  заставляют собирать дополнительные справки, свидетельства соседей абхазской национальности на предмет проживания в стране в период с 1994 по 1999 год. Я не собираюсь искать ответ на риторический вопрос,  о чем думали абхазские парламентарии и юристы, принимая поправки в закон «О гражданстве республики Абхазия». Что сделано, то сделано. Но данная ситуация существует уже несколько месяцев, и практически никто не поднимал эту проблему.

Про это говорили лишь представители немногочисленных некоммерческих организаций , а аргументированную позицию по этому странному вопросу высказал лишь известный абхазский юрист Олег Папаскири. Вот его мнение:

«Что, на мой взгляд, можно было б изменить в нормативных документах:

1) Четко и однозначно прописать, что Закон о гражданстве не имеет обратной силы. Не смотря на то, что этот базовый принцип заложен в нашей Конституции, во избежание порочной практики, следуют однозначно это указать в самом тексте. Положения Закона о гражданстве 2005 года, имеют силу только к отношениям после даты его принятия. Лица имеющие гражданство на момент его вступления в силу, не могут быть лишены его автоматически, без соответствующих процедур и оснований.

2) Из инструкции о порядке выдачи паспорта исключить положения о дополнительных требованиях к выдаче паспорта лицам отдельной категории. Требования к документам должны быть одинаковые вне зависимости от этнической принадлежности лица, как это установлено Конституцией Республики Абхазия.

3) Дать инструктивное разъяснение о том, техническая замена паспорта, не должна подменять процедуру получения гражданства. Паспортный стол не вправе принимать решение о лишении лица гражданства.Замена паспорта не должна быть процедурой унижающей достоинство человека и ставить его в позицию «оправдывающегося».Гражданство Республики Абхазия — устойчивая политико-правовая связь лица с Республикой Абхазия, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Уважать права человека — это одно из основных обязанностей государства.»

Cовершенно верный подход к данному вопросу. Это ненормально, когда, как минимум, сотни людей, десятилетия живущие в Абхазии, по прихоти людей, работающих непонятно в чьих интересах, должны унижаться и собирать справки о том, что они достойны быть такими же гражданами, как и все остальные только потому, что их национальность не является титульной. Женщина 80 лет, приехавшая в Абхазию в возрасте 10 лет и посвятившая свою жизнь лечению больных, не  должна собирать свидетельства того, что имеет право на то же самое, что сосед -наркоман, единственное преимущество которого принадлежность к титульной нации. Многие из этих людей лечат и учат  вас и ваших детей. Хотелось бы напомнить, что у современной абхазской государственности есть такие ведомства как СГБ и МВД. Которые при подозрениях на неправомерное получение абхазского гражданства  вполне способны провести расследование по каждому конкретному случаю. Хотя, о чем это я…

Чиновники все же услышали проблему и теперь утверждают, что в этом вопросе будет наведен порядок. Президент Абхазии Рауль Хаджимба поручил МВД республики представить предложения по внесению изменений в законодательство о гражданстве, направленные на устранение существующих правовых пробелов.Звучит оптимистично, но не слишком подтверждается практикой. Такого рода поручения давались и по другим вопросам,были дискуссиии на заседаниях Кабинета министров, а резудьтатат по ним был полный ноль.

Также хотелось бы услышать мнение посольства России в Республике Абхазии по поводу этого (ха-ха) юридического казуса. Но это тоже пожелание риторическое. Будь в этом ведомстве  все по взрослому, сегодня мы бы не имели украинскую проблему и прочие сложности..

В общем-то, я просто хотел уточнить, что построить Сингапур на постсоветском пространстве  очень сложно. А вот  построить из Абхазии окончательно Зимбабве очень легко. Вот только обратный процесс потребует приложения сил всех граждан страны. В Сингапуре , кстати , национальный состав тоже не очень однородный. И, наверное, не самый лучший выход, делать довольно значительную часть граждан людьми второго сорта.  Построить национальное государство это вам  не лобио покушать, это большая ответственность.Пусть из Абхазии никогда не выйдет сингапура, но уж Зимбабве эта замечательная страна точно не заслуживает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *