Home Абхазские истории ABKHAZ TIME MACHINE VER.1.18. ЯНВАРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ АБХАЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ABKHAZ TIME MACHINE VER.1.18. ЯНВАРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ АБХАЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ

by admin

Информационно-деловой портал  «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» существует уже более трех лет. Время в наше время летит стремительно и  я как-то посчитал вполне полезным запустить рубрику на портале, с помощью которого, как на машине времени, наши читатели могли бы вернуться чуть назад и посмотреть, насколько,  и в какую сторону изменилась экономическая жизнь Абхазии за последние годы, какие надежды реализовались, а в каких моментах предпринимательскую среду страны и российских инвесторов ожидали сплошные разочарования.

Наши последние обзоры сложно назвать оптимистичными. Честное слово, и в мыслях нет находить сплошь негатив и выискивать чернуху. Это просто жизнь нынче такая не простая. Но лучше, честно писать о недостатках и неудачах, чем зарывать голову в песок. А лучшие времена и прорывы в экономике обязательно настанут. В общем, включаем нашу ABKHAZ TIME MACHINE и переносимся в январь 2015-2017 годов.

Руководитель информационно-делового портала  «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» Кирилл Базилевский

2015 год

С СУХУМСКИМ АЭРОПОРТОМ СНОВА ТУМАН?

Эта история длится уже  не один год. В советское время сухумский аэропорт считался одним из лучших в регионе. Сочинский, в силу, хотя бы географических показателей не годился ему в подметки. Тем более,  сухумский аэропорт был в восьмидесятые был модернизирован и  принимал на пике курортного сезона до 5000 человек в сутки. Но все изменила абхазо-грузинская война 1992-93 годов.  С тех пор, аэропорт не работает, хотя и может принимать рейсы. Например, в прошлом году самолет с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым садился и взлетал именно отсюда. На сегодняшний день, проблем с открытием аэропорта две. Во-первых,  Международная организация гражданской авиации ICAO  вынесла решение не присваивать аэропорту в Сухуме статус международного. Для ICAO Абхазия это территория Грузии. Во-вторых, для приема рейсов из России нужны инвестиции в инфраструктуру аэропорта. Пока их не ожидается. Да и рентабельность полетов нескольких российских авиакомпаний в Сухум исключительно в курортный сезон  в перспективе крайне невысока.  Пример Крыма показателен. Четыре года назад президент Хаджимба говорил о том, что в ближайшие два года воздушное сообщение в Абхазии откроется. Виды на инфраструктуру имела компания российского олигарха Дерипаски «Базовый элемент». Как именно шли переговоры широкой общественности, конечно, не известно, но в итоге Дерипаска  включил задний ход и инвестиций в Бабушару не последовало. Туман, туман, седая пелена….

Читать публикацию….

НОВЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА В АБХАЗИИ

В январе 2015 года мы писали о том, что в Минэкономики Абхазии началась работа  сразу над несколькими   законопроектами, которые должны были  дать новый импульс предпринимательской и инвестиционной активности в республике.  В подготовке документов также участвовали Торгово-промышленная палата РА, Союз промышленников, предпринимателей и аграриев РА, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и Центр стратегических исследований при президенте РА и Сбербанк РА. Речь шла о двух важных для бизнеса законопроектах.  «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия» и «Об упрощенной системе налогобложения».  Обзор первого законопроекта есть на нашем сайте.

Но, увы,  «Рейхсфюрер, сейчас весна сорок пятого, а не осень сорок первого» ©. Уже зима 2018 года, а упомянутые законы так и не приняты. Министром экономики  РА анонсирована налоговая реформа в ближайшее время (читайте наш портал) , но приходится констатировать  ни тот, ни другой законопроект спустя три  года не принят. Что будет дальше знает, наверное, лишь Иисус Христос, Магомет и Харе Кришна.

Читать публикацию…. 

ВЕЛОТУРИЗМ В АБХАЗИИ

Этот материал был посвящен перспективам развития велотуризма в Абхазии. Действительно, климат вполне позволяет сделать туристический сезон в этой стране куда длиннее, если не привязываться полностью к туризму пляжному. Пляжный сезон длится по настоящему со второй половины июня по конец сентября.  А вот активный туризм куда более мобилен ( больше шансов подобрать участок для создания туристической или велосервисной базы ), требует меньше вложений, закрыть проект, если по каким-то причинам вы к нему охладели, куда проще. Тема эта, действительно, интересная, но тот проект, о котором мы рассказывали, закончился не очень хорошо. Мы люди культурные, нецензурные выражения не любим. Потому, просто прочитайте печальную историю «Как в Сухуме велопрокат закрылся». Текст статьи мне, как автору, был несколько даже омерзителен своей политкорректностью оценок, но мы не бульварная пресса и за хайпом не гонимся.  Сей печальный финал совсем не означает, что все очень плохо и заниматься подобным бизнесом не стоит. Но выводы кое-какие сделать точно надо.

Читать публикацию…..

БИЗНЕС В ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ. РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ?

В этом материале вкратце рассказывалось о перспективах ведения бизнеса в Восточной Абхазии, в первую очередь в Очамчырском районе. Его не зря считают наиболее интересным для реализации сельско-хозяйственных, промышленных, туристических проектов.  Здесь достаточно земли для создания фруктовых плантаций или тепличных хозяйств. Конечно, есть определенные нюансы, из-за которых  российским предпринимателям не стоит планировать такие проекты, как полностью самостоятельный бизнес, но и бросаться в объятия первому встречному местному компаньону в высшей степени неразумно. Лучше как следует навести справки, проконсультироваться у специалистов, в общем, хорошенько все обдумать. Иначе, можно серьезно пролететь и по планам и по деньгам.

Если есть желание заняться производственной деятельностью в этих местах, то можно обсудить создание производственной площадки в Очамчыре или же  согласовать  совместную деятельность на   производственной площадке в Кындыге, имеющую подведенные и согласованные коммуникации, где можно возвести производственные помещения. Кроме того, есть варианты для подобных проектов в Дранде. Почта : info@abkhaz-project.ru, телефон: +7 916 1810919.

Тем же предпринимателям, которые планируют инвестировать в туристическую отрасль, вполне можно задуматься о Кындыге. Место известное, сероводородные источники притягивают не только в курортный сезон приличное количество отдыхающих и, кемпинг на берегу моря в Кындыге это, в любом случае, интересно. В общем, не нужно участвовать в «битвах экстрасенсов», чтобы прогнозировать Восточной Абхазии хорошее будущее. если бы не одно но. Всякие негативные факторы , распространенные в государстве абхазском надо минимизировать. в переводе на русский язык -навести элементарный порядок. Но за Кындыг можно гарантировать. Здесь вас не кинут.

Читать публикацию….

2016 год

АБХАЗСКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ

В этой заметке речь шла о бардаке с земельными участками, которые выделялись физическим и юридическим лицам Кабинетом министров Абхазии в прошлые годы. Участки выделялись под конкретные цели, но, как выяснилось, никто и не думал контролировать, а что с этой землей творится потом. Чем, многие счастливые арендаторы и пользовались. Или использовали не по назначению, или же не делали вообще ничего в ожидании какого-нибудь инвестора-толстосума с Севера, который по божьему провидению внезапно воспылает желанием построить именно на этом земельном участке что-нибудь большое и красивое. Но толстосумов-инвесторов на всех не хватало, вот так и стояли земли в запустении. То же самое творилось и с участками под разработку недр. Люди участки получали и не делали на них вообще ничего. Или же делали и не отчитывались. Некоторые организации ухитрялись не сдавать даже «нулевую отчетность». По этому поводу три  года назад очень негодовал тогдашний премьер-министр. Тогда на очередном заседании правительства участки получили очередные соискатели, а министр экономики и глава Управления по вопросам землепользования и кадастру получили задание поездить и разузнать, а что все же делается на ранее выданных участках. Продолжения этой истории в публичном доступе, насколько известно, не последовало. Премьер-министра того уже давно нет на посту, а судьба выделенных участков как была покрыта толстой коростой неизвестности, так и остается. Так же как и судьба, например, кадастра недвижимости. Опять же, туман, туман…

Читать публикацию….

МЕРТВЫЙ ГРУЗ АБХАЗСКИХ ЗАКОНОВ

«Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» неоднократно писали о нездоровой ситуации, например, с принятым еще два с половиной года назад Законом «Об инвестиционной деятельности». Этот закон лежал два года  мертвым грузом, так как не готовы  были регламенты, необходимость принятия которых прописаны в самом законе.  Был принят ряд подзаконных актов, например,  «Положение о содержании Государственного реестра преференциальных инвестиционных. проектов, порядке его ведения и порядке внесения в него изменений» и «Положение о порядке подачи заявок напроведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса преференциальных, порядке и критериях ее проведения». Но дальше дело застопорилось, пока в октябре 2016 года, на заседании Кабинета Министров Абхазии  не была предпринята попытка вдохнуть в инвестиционные процессы новую жизнь.  Принято Постановление «Об установлении зонирования территорий РА для присвоения инвестиционным проектам статуса преференциальных». Инвесторов, правда? с тех пор особо не прибавилось.

Читать публикацию…

ТРАССА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ-АБХАЗИЯ? ПУТИН «ЗА». БУДУТ ЛИ ДЕНЬГИ?

Эта старая история. Про дорогу через российский Северный  Кавказ  в Абхазию говорят давно. Лет 10 назад мне довелось слышать от представителей одной маленькой, но не слишком  оппозиционной российской партии, имеющей серьезные интересы на Северном Кавказе, богатые планы на тему контроля за частью финансовых потоков при строительстве дороги через Кодорское ущелье. Когда стало известно о победе Сочи в борьбе за право принять олимпийские игры, идея стала обретать реальные очертания. Но что-то не срослось. Может быть, деньги не поделили, а может быть, хватало проблем и с непосредственно олимпийскими стройками. Не совсем однозначной была и позиция абхазской стороны, опасавшейся  экологических издержек.  В общем, вопрос заглох. Но 2 года назад тема снова стала бурно обсуждаться, да еще и с подачи российского президента.

Президент России  тогда  публично поддержал проект скоростной дороги, которая свяжет  Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию с черноморским побережьем Абхазии. Помимо скоростной трассы,  проект  также включал в себя  строительство аэропорта в районе города Баксан и  морского порта в  Очамчыре, что обошлось бы  в 2,7 миллиарда долларов.  Инициаторы проекта уверяли, что бюджетных денег не потребуется вовсе, а все построят китайцы, а точнее компания China Railway. Меморандум об этом был подписан в ноябре 2015 года. Но оказалось, что ситуация с финансирование все же несколько иная. Да, китайцы соглашались строить, но не инвестировать.  Предполагалось, что финансирование в размере будет осуществлять «Внешэкономбанк» , но в условиях жесткого финансового кризиса, поразившего российскую экономику, финансирование , скорее, требовалось самому «Внешэкономбанку». Судя по всему, на этом всякое движение и прекратилось. Вряд ли в ближайшие годы Россия возьмется за столь масштабный проект, чья рентабельность и необходимость далеко не бесспорны. Вполне хватает и более острых проблем. Например, энергетического кризиса, превратившегося в системную абхазскую (да и российскую уже тоже) проблему.

Читать публикацию….

2017 год

КТО ПОЙДЕТ НА НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ В АБХАЗИИ

Как и власти почти любой страны, абхазские чиновники и депутаты любят поговорить о поддержке малого бизнеса. Но как часто бывает, за разговорами не следует каких-то практических действий. Или эти действия все же как-то обозначаются в виде создания проектов соответствующих документов, но дальнейшая работа снова откладывается на неопределенный срок. В конце 2016 года  министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба заявил, что его ведомство подготовило законопроект, в соответствии с которым малому абхазскому бизнесу будут предоставляться льготы в виде освобождения от уплаты налогов сроком от одного до трех лет.  Планировалось, что вступить в действие он может уже с 1 января 2017 года. Правда, пока этот документ так и остается законопроектом.  Вообще, деятельность абхазского государства на фронте поддержки малого предпринимательства проходит к нынешнему моменту без прорывов и громких побед. Были уже попытки облегчить жизнь коммерсантов с помощью законов  «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Абхазии» и «Об упрощенной системе налогообложения», но приняты они не были, и совершенно непонятно, когда это случится, и случится ли вообще. Впрочем, уже в начале 2018 года министром экономики Абхазии было проанонсирована масштабная реформа абхазского налогообложения.  Сам же законопроект  «О налоговыхканикулахльготах по налогообложению и преференциях для субъектовпредпринимательской деятельности» можно прочесть на нашем информационно-деловом портале  «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции».

Читать публикацию…

КОГДА ОПРЕДЕЛЯТ КРИТЕРИИ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНВЕСТОРОВ В АБХАЗИИ?

Как известно, в апреле 2016 года президент Абхазии подписал закон «О правовом положении иностранных граждан в Абхазии». Этот документ конкретизировал и, в значительной мере, ужесточил требования к пребыванию иностранцев (в том числе, россиян) в Абхазии. По этому вопросу  нашем портале  была  опубликована почти  2 года назад статья «Основные нюансы закона «О правовом положении иностранных граждан в Абхазии».

Для тех россиян, кто хочет работать в Абхазии, правила следующие. Оформлятся патент на трудовую деятельность. В соответствии с п. 5  статьи 5, «… срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу. Срок временного пребывания в Республике Абхазия иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 16 настоящего Закона за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.» То есть россиянин, решивший работать в Абхазии. должен получить патент, который дается на срок от одного месяца до года. Далее действие этого патента (разрешения)  можно продлевать.  Такой порядок  установлен и для тех, кто решил зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. Или разрешение на работу должен оформить работодатель в соответствии с законодательством.Подробнее об этом сказано в статье 14 Закона. Кроме того, в соответствии со статьей 16  Закона иностранец может наняться на работу к физическим лицам для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Для этого работнику также надо получить патент.  Получить патент — удовольствие не из дешевых. Платит и работодатель и работник. Каждый по 6000 рублей. Кроме того, еще 3000 за прохождение медицинской комиссии. И так каждый год. Есть варианты с оформлением временного проживания. Статья 7 Закона определяет 14 пунктов, при которых иностранец может получить право на временное проживание на срок до четырех лет.  Для большинства россиян-предпринимателей или работников  актуальными являются лишь два из них. Во-первых,  обладание профессией или квалификацией, представляющей особый государственный интерес — для осуществления трудовой деятельности в Республике Абхазия. Во-вторых, осуществление инвестиций в абхазскую экономику. И перечень профессий, и размер инвестиций должен определяться правительством Абхазии.

Но до сих пор, нет ни  утвержденного абхазским правительством перечня профессий, ни критериев определения объема инвестиций, позволяющего получать льготы по пребыванию в Абхазии. Вот так и получается. На словах — «мы ждем инвесторов», на деле пофигизм, если не сказать более грубо.

В АБХАЗИИ НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ НОВЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС

С 1 января 2017 года в Абхазии вступил в действие новый Трудовой кодекс Республики Абхазия за исключением статьи 122, которая вступает в силу с 1 января 2018 года.  Закон «О введении в действие Трудового кодекса РА» был подписан президентом страны 10 октября 2016 года. В январе 2018  начальник Управления по труду и занятости Министерства труда, занятости и социального обеспечения Абхазии Джон Агрба  рассказал о работе нового Трудового кодекса, вступившего в силу 1 января 2017 года. Подробнее: http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20180123/1022961587/mintruda-abxazii-gosudarstvennaya-inspekciya-po-trudu-nachala-rabotu.html

Читать публикацию….

Читайте наш канал в Telegram   Все обновления портала и материалы с дружественных ресурсов про Абхазию.

Размещение рекламных материалов на информационно-деловом портале «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»:

Тел.: +7916181-0919, (Whatsapp) , электронная почта:info@abkhaz-project.ru

 

Все о бизнесе в Абхазии читайте на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»
www.abkhaz-project.ru/

Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
www.lodki-abh.ru

Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
www.abhaziya.biz/

You may also like

Leave a Comment

Есть вопросы? Обращайтесь!